Отдел аналитических исследований лесоуправления
Страница 2 из 3
Тема 13 «Мониторинг особо защитных участков лесов с целью уточнения критериев и параметров их выделения с учетом лесорастительных зон и лесных районов»
На примере Вологодской и Новгородской областей был определен методологический подход разработки, создания и ведения баз данных ОЗУ на федеральном и региональном уровнях. Леса названных объектов расположены в трех лесорастительных зонах: таежная зона, зона хвойно-широколиственных лесов, лесостепная.
Решаемые задачи:
- анализ информации об особо защитных участках лесов по областям;
- проверка параметров особо защитных участков лесов действующим нормативам;
- подготовка предложений по уточнению перечня и нормативов выделения ОЗУ лесов.
Анализ баз данных особо защитных участков лесов Вологодской и Новгородской области позволил составить список наименований ОЗУ, характерных для субъектов Северо – Западного Федерального округа.
Сложившаяся практика присвоения названий ОЗУ вызывает необоснованное увеличение их перечня. Все это усложняет систематизацию ОЗУ при составлении их баз, в частности для выхода на федеральный уровень.
Леса Самарской области относятся к лесостепной и степной зоне к району степей европейской части Российской Федерации. При составлении таблицы и базы данных названия большей части ОЗУ адаптированы к перечню ОЗУ, приведенному в лесоустроительной инструкции 2011 г. Анализ сформированной базы данных ОЗУ Самарской области показал, что материалы, полученные от Департамента лесного хозяйства области, включают 32 наименования ОЗУ.
Основные выводы:
1. Существующая практика учета ОЗУ на местах требует существенной корректировки. Предоставляемые материалы зачастую не позволяют для создания баз осуществлять компьютерную обработку данных без предварительной редакции и формализации их.
2. Следует признать, что необходимо придерживаться принятым в соответствующих документах наименованиям ОЗУ. В противном случае станет невозможным укрупнение данных для выхода на федеральный уровень. Это не исключает возможность использования на местах других названий, но они должны вписываться в общую структуру перечня ОЗУ лесов. Недопустимо использовать в названии ОЗУ лесов терминов, используемых в названии категорий защитных лесов.
5. Составленные базы данных показали, что вряд ли следует признать удачной Форму государственного лесного реестра «Сведения об особо защитных участках лесов». Предлагается ввести колонку «Категория защитных лесов» в соответствующую форму ГЛР, без которой невозможно оценить целесообразность выделения ОЗУ.
6. На федеральном уровне следует решить вопрос о целесообразности отнесения к ОЗУ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения (заказники, памятники природы). В противном случае к ОЗУ лесов относят объекты, имеющие значительные площади, что противоречит самой идеи выделения ОЗУ. Кроме этого, подобная ситуация может привести к двойному учету площадей ОЗУ лесов.
Тема 21 «Создание электронного атласа справочных лесных карт по данным государственного лесного реестра»
Разработано содержание справочных карт различной тематики, характеризующих ресурсную базу, особенности охраны, защиты и воспроизводства лесов по двум уровням управления и, сообразно им, уровням детализации данных лесного реестра – по субъектам и лесничествам в составе субъектов федерации. Разработаны способы оформления содержания карт, различные варианты легенд к картам с разными количественными шкалами, цветовым оформлением и условными знаками. Подготовлены 126 макетов карт и краткое описание к ним, которые были направлены в Управления Рослесхоза для опроса потенциальных пользователей и учета их потребностей, как при подготовке опытных образцов справочных карт электронного атласа, так и для формирования перечня отчетных картографических документов в АИС ГЛР и ЕАИС Рослесхоза. Поведен опрос пользователей картографической информации, составленной по данным государственного лесного реестра. Выполнен анализ потребностей федерального звена отрасли в картографической информации, составленной как по данным государственного лесного реестра, так и по другим источникам ведомственной пространственной и статистической информации.
Разработана методика создания карт средствами ГИС – ArcGis Desktop.
Обновлены цифровые карты с генерализованными границами лесничеств и лесопарков по субъектам Приволжского, Южного, Северо-Кавказского федеральных округов.
Созданы базы геопространственных данных.
Составлены опытные образцы электронных карт для Приволжского, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов по субъектам и лесничествам в составе субъектов.
Сформирован электронный атлас по трем федеральным округам.
2. По контрактам с Федеральным агентством лесного хозяйства проводились научно-исследовательские работы:
Лот №17 «Научный анализ информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве» (госконтракт № Р-20К-11-17)
Этап 2 «Систематизированная научно-аналитическая информация о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве за 2011 год»
Цель работы – Обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций и населения объективной систематизированной аналитической информацией о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках на основе анализа информации официальной отчетности Рослесхоза.
Задачи второго этапа (2012 год)
Разработка структуры научно-аналитической информации о состоянии и использовании лесов России за 2011 год.
Анализ информации действующих в Рослесхозе информационных потоков о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках за 2011 год.
В отчете приведены результаты систематизированного научного анализа информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве за 2011 год.
Полученные результаты служат основой для ежегодного уточнения приоритетных областей и направлений лесохозяйственной деятельности, направленных на улучшение состояния лесного фонда Российской Федерации, в целом способствуют обеспечению устойчивого управления лесами.
Лот №4 «Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение международного переговорного процесса по лесам в 2011-2012 гг.» ( госконтракт № Р-3К-12/4)
Этап 1 «Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение международного переговорного процесса по лесам в 2011 году»
Цель работы – Обеспечение информационной поддержки Рослесхоза для обоснования сбалансированной в глобальном аспекте государственной политики в международном переговорном процессе по лесам.
Задачи первого этапа (2012 год)
- Подготовка систематизированной научно-аналитической информации о мероприятиях международного переговорного процесса в 2011 году, оценка тенденций и перспективы его развития.
В отчете приведены результаты - систематизированного научного анализа информации о мероприятиях международного переговорного процесса в 2011 году, дана оценка тенденций и перспективы его развития.
НИР выполнены на основе анализа данных мероприятий международного переговорного процесса по лесам, с учетом актуальных аналитических публикаций в специальных изданиях и СМИ.
Лот №3 «Разработка информационно-аналитических материалов по вопросу состояния лесных генетических ресурсов Российской Федерации» (госконтракт № Р-3К-12/3)
Цель работы – формирование сбалансированной и эффективной государственной политики Рослесхоза в области сохранения, рационального управления и использования лесных генетических ресурсов, выполнение международных обязательств, в связи с возобновление членства Российской Федерации в ФАО.
Задачи:
- Научный анализ материалов о лесных генетических ресурсах Российской Федерации, описание внутривидового и межвидового разнообразия экономически ценных лесообразующих пород; формирование научно обоснованного описания состояния лесных генетических ресурсов Российской Федерации.
- Подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам:
- угроз и вызовов, связанных с сохранением, использованием и развитием лесных генетических ресурсов;
- формирования мер по сохранению лесных генетических ресурсов;
- использования лесных генетических ресурсов и рационального управления ими;
- оценки фактического и возможного вклада лесных генетических ресурсов в устойчивое развитие лесного хозяйства;
- Подготовка предложений к национальным программам, стратегиям, планам исследований лесных генетических ресурсов, плану действий по доступу к лесным генетическим ресурсам и распределению выгод от их использования.
Собранные материалы легли в основу Национального доклада Состояние лесных генетических ресурсов Российской Федерации, который был подготовлен в соответствии с решением Комитета по лесному хозяйству (март 2009 года) и рекомендацией Комиссии по генетическим ресурсам для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства ФАО. Доклад был составлен и структурирован в соответствии с Руководством по подготовке национальных докладов, предоставленным ФАО, и содержит полный свод имеющихся на сегодня данных по сохранению, изучению и использованию лесных генетических ресурсов России. Доклад будет использован ФАО для подготовки доклада Лесные генетические ресурсы мира.